ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ ЯРОВОЙ
Биография ректора Геннадия Петровича Ярового

Геннадий Петрович Яровой (1943-2013), пятый ректор СамГУ (в 1994-2009 гг.) в 19 ноября 1943 г. с. Воскресенское Саратовской области. Окончил с отличием физический факультет Саратовского государственного университета (1967) и аспирантуру факультета по специальности «Радиофизика и электроника».

С 1967 по 1970 год обучался в аспирантуре Саратовского государственного университета. С 1970 по 1971 год работал инженером НИИ механики и физики при СарГУ, с 1971 по 1973 год – ассистент и старший преподаватель Куйбышевского государственного университета. В ноябре 1972 года становится кандидатом технических наук, в 1976 – доцентом. С 1978 года и по настоящее время – заведующий кафедрой радиофизики, радиоэлектроники и компьютерного моделирования радиосистем СамГУ. С 21 ноября 1983 по апрель 1994 года – проректор по научной работе СамГУ, с 27 апреля 1994 по январь 2009 года – ректор СамГУ. И с января 2009 года – президент СамГУ. Г. П. Яровой – заслуженный работник высшей школы, награжден Орденом Почета.

В ноябре 1994 года Г.П. Яровому присваивается звание профессора. В 1998 году он защищает докторскую диссертацию в Самарском государственном аэрокосмическом университете, ему присваивается ученая степень доктора физико-математических наук.

К моменту его вступления в должность ректора СамГУ в университете уже были наработаны технологии по подготовке специалистов, заложены традиции, завершился процесс создания коллектива. Если говорить о преподавательском составе, то на тот период времени в университете работали выпускники 150 вузов России, даже преподаватели, окончившие Берлинский университет. Имена многих наших ученых получили  широкую известность и за рубежом. Это математик В.Е. Воскресенский, обществоведы В.Н. Борисов, В.А. Конев, Н.И. Коняев, С.А. Шейфер, Л.В. Храмков, Б.Д. Козенко, филологи Л.А. Финк, Е.С. Скобликова, А.А. Харьковская и др. Работали 34 доктора наук. Для абитуриентов университет оставался одним из самых престижных вузов Самарской области. Свидетельство тому – почти всегда высокие конкурсы на вступительных экзаменах, в том числе на заочную форму обучения. Например, в 1994 году на историческом факультете конкурс составил 5-7 человек на место. И это тоже являлось показателем высокого статуса университета.

Главная наша задача состояла в том, чтобы сохранить естественнонаучное направление. Было ясно, что если его не поддерживать, то в связи с переменами в общественной жизни оно может рухнуть. Материально-техническая база естественнонаучных факультетов нуждалась в обновлении. Резко сократилась хоздоговорная тематика. На всех факультетах необходимо было открывать новые, востребованные на рынке труда специальности. Если в 1994 году было 10 специальностей, то за последующие годы было открыто еще 13: «психология», «социальная работа», «организация технологии защиты информации», «компьютерная безопасность», «прикладная математика», «документоведение и документационное обеспечение управления», «менеджмент организации», «государственное муниципальное управление», «математические методы в экономике», «социальная педагогика», «международные отношения» и др. Стали активно развиваться специализации. Например, на социологии насчитывалось до 5 специализаций. Увеличилось число абитуриентов, поступающих в университет на платной основе, что помогало университету выживать в условиях кризиса.

Мы смогли расширить образовательное пространство университета. В 90-е годы (и здесь необходимо отметить деятельность Владимира Венедиктовича Рогожина, проректора по вечернему и заочному обучению) появилась идея открытия гуманитарного отделения в Тольятти. Позднее на основе гуманитарного отделения в Тольятти был открыт филиал университета. 

В это время в стране появилось много безработных, среди которых было много инженеров, и мы открыли факультет второго высшего образования, где на коммерческой основе начали вести подготовку юристов, психологов. Появилось так называемое многоканальное финансирование. С 1994 по 2000 год вузы получали усеченный бюджет. В бюджете выделялись такие статьи, как оплата преподавательского труда, стипендии и оплата коммунальных услуг.

Одно из крупных достижений Г. П. Ярового – открытие гуманитарного отделения в Сызрани. Я помню, как в 1996 году мы приехали в Сызрань, где нам показали наполовину разрушенное двухэтажное здание детского сада и пообещали, что к началу сентября оно будет готово к эксплуатации. И действительно, к началу учебного года здание было отремонтировано. Мы начали подготовку историков, юристов, менеджеров, затем ввели специальность «государственное и муниципальное управление».

В 1996 году ученый совет СамГУ утвердил концепцию развития университета как центра образования и культуры Поволжского региона. В 2000 году была принята новая редакция концепции развития университета. Большое внимание Г.П. Яровой уделял информатизации процесса образования и научной деятельности вуза. 27 компьютерных классов, 1500 компьютеров, внедрение в учебный процесс современных технологий – всё это реалии сегодняшнего дня. Надо также отметить и работу по реконструкции здания механических мастерских, в которых в настоящее время размещается факультет экономики и управления, а также сооружение 6-этажного учебного корпуса для юридического факультета.

В 90-е годы университет стал более открытым для общества. Помимо сохранения и развития университета возникла забота о развитии собственных педагогических кадров. Была создана и успешно реализована программа «Кадры», количество докторов наук выросло с 34 до 100. В  90-е годы многие университеты пополнялись докторами наук из других республик, наш университет не стал исключением. Докторами наук становились преподаватели, когда-то окончившие наш университет, а также те доценты, которые в 70-е годы связали свою судьбу с Самарским государственным университетом. В последние годы существования СамГУ доктора наук составляли более 14% от преподавательского состава.

Еще одно достижение Г.П. Ярового – создание Ассоциации выпускников Самарского университета, Международного попечительского совета. Более активно стали развиваться международные связи. У нас было несколько интересных проектов с немецкими университетами по информатизации библиотеки, с университетами США, обмены студентами и преподавателями.

Г.П. Яровой – автор более 120 научных и учебно-методических работ, в том числе 7 монографий и учебных пособий. Г.П. Яровой являлся членом Совета ректоров Самарской области, был членом коллегии Министерства образования и науки Самарской области.

Награждён пятью медалями Федерации космонавтики России: академика В.Н.Челомея, академика М.В.Келдыша, академика С.П.Королева, академика В.П.Глушко, космонавта Ю.А. Гагарина, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетным знаком Академии естественных наук «За заслуги в развитии науки и экономики» (1996) и почетным знаком III степени Российской академии космонавтики (2002) за личный творческий вклад и большие заслуги в области космонавтики.