ФЁДОР ИВАНОВИЧ СТЕБИХОВ
Биография ректора Фёдора Ивановича Стебихова

Фёдор Иванович Стебихов, второй директор КуАИ (в 1942-1956 гг.), родился в г. Кричеве Могилёвской губернии. С 1919 по 1922 г. служит в Красной армии.

В 1923 году он переезжает в Москву и поступает на рабочий факультет. В годы учёбы на рабфаке Ф.И. Стебихов работает осмотрщиком вагонов на железной дороге, старшим инструктором в учебных мастерских Мосгорнаробраза. В 1926 году он становится членом ВКП(б).

В 1927-1932 гг. Ф.И. Стебихов – студент Московского механико-машиностроительного института им. Н.Э. Баумана, после оконча ния которого направляется на работу на авиационный завод № 1.

В предвоенные годы Ф.И. Стебихов уверенно прошёл на этом заводе путь от инженера лаборатории резания металлов до начальника механического цеха и заместителя главного механика завода. В 1940 году он был направлен наркоматом авиационной промышленности (НКАП) в Германию и Швецию для приёмки оборудования. За успешное выполнение этого ответственного задания Ф.И. Стебихов был награждён орденом Красной Звезды.

С началом войны в 1941 году НКАП направляет его в г. Куйбышев для подготовки завода № 122 к приёмке на его площадку авиационного завода № 1 из Москвы. Задача была непростой, так как в июле-сентябре 1941 года сюда уже были эвакуированы заводы из Смоленска, Киева, Днепропетровска и прибалтийских республик. В октябре месяце завод № 1 и опытно-конструкторское бюро Микояна были эвакуированы из Москвы в Куйбышев и сразу приступили к выпуску самолётов для фронта. Необходимо отметить, что с порученной задачей Ф.И. Стебихов справился весьма успешно и опять приступил к руководству механическим цехом.

Как крупный специалист авиационной промышленности и хороший организатор производства в ноябре 1942 года приказами по наркомату авиационной промышленности и Всесоюзному комитету по делам высшей школы (ВКВШ) Ф.И. Стебихов был назначен директором Куйбышевского авиационного института. Следует отметить, что выбор был весьма удачным: решить разнообразные проблемы создания нового вуза в исключительно тяжёлых условиях военного 1942 года мог только такой энергичный, волевой, требовательный человек, как Ф.И. Стебихов. К характеристике Ф.И. Стебихова тех лет следует ещё добавить его умение разбираться в людях и руководить коллективом, его высокое чувство долга за порученное дело.

Ф.И. Стебихов не замыкался в рамках административной работы, он участвовал в учебном процессе, читал небольшой курс лекций, руководил дипломным проектированием. В 1946 году ему было присвоено учёное звание доцента по кафедре производства самолётов.

Когда первоочередные задачи по созданию института были выполнены, Ф.И. Стебихов смог заняться научно-исследовательской работой. В конце 40-х – начале 50-х годов многие вечера он проводил в лаборатории резания металлов, выполняя экспериментальные исследования, и в 1953 году защитил кандидатскую диссертацию по теории резания металлов.