АЛЕКСАНДР МИРОНОВИЧ СОЙФЕР
Биография ректора Александра Мироновича Сойфера

Александр Миронович Сойфер (директор КуАИ в 1942 г.) родился 18 декабря 1906 года в г. Льеже в семье революционно настроенного эмигранта, оказавшейся в Бельгии после революции 1905 года и пробывшей в эмиграции более двух лет. В 1908 году семья вернулась в Россию (Енакиево, Мариуполь, Лисичанск), а в 1917 году переехала в г. Харьков (тогда столица Украины). После Октябрьской революции 1917 года его отец, Мирон Соломонович, стал главным инженером ВСНХ Украины, но в 1922 году он умер.

Свою трудовую деятельность А.М. Сойфер начал 14-летним юношей: работал сначала рабочим-штамповщиком, а в 1923 году – слесарем авиабазы. Это предопределило выбор специальности. Сначала рабфак Харьковского вечернего политехникума, а с 1923 года – студент Харьковского технологического института, в 1927 году – переход на авиаотделение.

После окончания института с 1928 по 1932 г. работал на моторостроительном заводе № 29 в г. Запорожье. Прошёл путь от инженера цеха до заместителя начальника конструкторского отдела.

В 1932 году он переводится в Харьковский авиационный институт (ХАИ) на должность начальника конструкторского бюро (КБ) при кафедре авиационных двигателей. В 1937 году становится заведующим кафедрой. В 1938 году ему было присвоено учёное звание доцента, а в 1939 году он защитил кандидатскую диссертацию.

В 1941 году ХАИ был эвакуирован в г. Казань. А.М. Сойфер был назначен начальником эвакуационного эшелона. В Казани он работал заведующим кафедрой и деканом факультета авиадвигателей.

Эвакуация ряда авиационных предприятий в г. Куйбышев потребовала обеспечения их инженерными кадрами. 8 июля 1942 года вышло постановление Совнаркома СССР об образовании авиационного института в г. Куйбышеве.

В конце ноября 1942 г. директором института был официально назначен Фёдор Иванович Стебихов. А.М. Сойфер был назначен на должность заместителя директора по учебной и научной работе. Деятельность А.М. Сойфера в качестве заместителя директора в 1942-1947 гг. также была напряжённой. Вроде бы обычные функции – планирование и организация учебного процесса, организация воспитательной работы, планирование и организация научно-исследовательской работы, формирование и повышение квалификации научно-педагогических кадров. Но всё это делалось в первый раз, в условиях жестокой войны и первых лет послевоенной разрухи и потому требовало больших усилий, собранности, инициативы и смекалки. Надо ещё учесть, что А.М. Сойфер был социально-активной личностью и включался в решение ещё многих задач, встававших в то трудное время перед коллективом института.

Согласно приказу № 2 по КуАИ от 01.08.1942 г. на основании приказа начальника ГУУЗа А.М. Сойфер зачисляется и заведующим кафедрой теории и конструкции авиадвигателей КуАИ. В последующие годы структура кафедры неоднократно изменялась: в 1946 году из неё выделился цикл теплотехнических дисциплин в отдельную кафедру теплотехники и тепловых двигателей, а в 1949 году кафедра теории и конструкции авиадвигателей была разделена на кафедру конструкции авиадвигателей (КАД), заведующим которой А.М. Сойфер был до конца своей жизни, и кафедру теории авиадвигателей (заведующий кафедрой – доцент В.М. Дорофеев).

С 1960 года в связи с подготовкой инженеров по новой специальности «Ракетные двигатели» кафедра КАД стала называться кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (КиПДЛА). В 1982 году от кафедры КиПДЛА цикл дисциплин «Автоматика и регулирование двигателей» выделился в самостоятельную кафедру автоматических систем энергетических установок (в числе заведующих кафедрой АСЭУ был выпускник кафедры КиПДЛА, аспирант А.М. Сойфера, профессор В.П Шорин, ныне академик РАН). С 2010 года кафедру возглавляет выпускник кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов профессор Е.В. Шахматов – ректор Самарского университета.

В 1947 году А.М. Сойфер оставил должность заместителя директора по учебной и научной работе и смог сосредоточить все свои силы и внимание на кафедральных делах.

А.М. Сойфер заведовал кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов с 1942 по 1969 г. В 1958 году он организовал отраслевую научно-исследовательскую лабораторию (ОНИЛ-1) вибрационной прочности и надёжности авиационных изделий и был её научным руководителем до конца своей жизни.

Обладая большой интуицией и широким научно-техническим кругозором, А.М. Сойфер в начале 50-х годов сформулировал научное направление по исследованию причин возникновения вибрации в двигателях летательных аппаратов и разработке методов и средств их подавления с целью увеличения ресурса и надёжности работы двигателей. А.М. Сойфер и его ученики проводили теоретические и экспериментальные исследования по защите авиационных изделий от вибрации различными методами.

Важное значение придавал А.М. Сойфер регулярной публикации результатов исследовательских работ, их превращению в достояние учёных и практиков. По его инициативе печатались материалы проводившихся конференций и семинаров, начал издаваться сборник трудов кафедры «Вибрационная прочность и надёжность двигателей летательных аппаратов». Позднее, с 1975 года, он стал межвузовским и ежегодным, неоднократно отмечался Минвузом за актуальность и научную ценность публикаций. Сам А.М. Сойфер опубликовал более 70 научных работ, получил более 20 авторских свидетельств на изобретения и приобщил к изобретательской деятельности инженерный и преподавательский состав кафедры и лаборатории.

К началу 60-х годов А.М. Сойфер сформировался как крупный учёный в области надёжности авиадвигателей и виброзащиты изделий. Например, только в 1958 году им было опубликовано 6 статей: «Заглушение вибрации тонкостенных деталей ГТД», «О динамическом подобии в некоторых механических диссипативных колебательных системах», «Конструктивное демпфирование колебаний тонкостенных оболочек типа корпусных деталей», «Оценка эффективности конструктивного демпфирования», «О нормальных напряжениях, возникающих при крутильных колебаниях лопатки», «Конструкторские задачи повышения надёжности ГТД». Кроме того, был подготовлен первый вариант статьи «Новый тип цельнометаллических упругодемпферных элементов, их изготовление и применение», в которой впервые излагалась в печати идея материала МР. Приведённые названия публикаций свидетельствуют о широте и глубине проработки вопросов, относящихся к проблемам виброзащиты и повышения надёжности изделий.

В 1962 году А.М. Сойферу было присвоено учёное звание профессора.

А.М. Сойфера не стало в возрасте всего 62 лет, он умер 21 января 1969 года как кавалер боевого ордена на посту – сердечный приступ на экзамене. Попытки коллег заменить его и отправить домой Александр Миронович отверг.

А.М. Сойфер как личность совершенно незабываем. Он сумел до отказа заполнить свою жизнь практической и интеллектуальной деятельностью. Неизгладимое облагораживающее воздействие на каждого, кто общался с А.М. Сойфером, производили его радушие, внимание, душевная теплота, высочайшая культура во всеобъемлющем значении этого понятия, деликатность, скромность. Его чрезвычайная энергия, сочетающаяся с обаянием и способностью преодолевать любые трудности, внушали к нему большую любовь и уважение.