ИСТОРИЯ ВУЗА
История вуза

Куйбышевский (ныне Самарский) государственный институт культуры был создан на основании Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1971 г., подтвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 марта 1971 г. Датой создания нового вуза объявлялось 1 апреля 1971 г. В тот же день к своим обязанностям приступил его первый ректор, кандидат исторических наук, доцент В.О. Морозов.

Торжества же по случаю открытия прошли 1 сентября 1971 г., когда в институт культуры пришли его первые студенты. В первый год в нем работал 71 преподаватель. Было принято 210 студентов дневного отделения на специальности «Культурно-просветительская работа» и «Библиотековедение и библиография», на заочное отделение поступило 200 человек. КГИК готовил кадры, прежде всего, для библиотек и клубов. Для КГИК были выделены три здания в центре города, ремонтные работы в которых велись силами не только профессиональных строителей, но и первых студентов. Из этих зданий сейчас вуз сохраняет за собой только одно ‒ по ул. Фрунзе, 138. С 1973 г. на берегу Волги стал функционировать вузовский спортивно-оздоровительный лагерь.

С 1975 г. вузом руководил кандидат исторических наук, профессор И.М. Кузьмин. Значительным событием стал переезд института в бывшее здание Куйбышевского Обкома КПСС и Облисполкома. Именно тогда сложилась основа современного аудиторного фонда в виде двух учебных корпусов с библиотекой учебной, специальной и нотной литературы, спортивными и концертными залами, оркестровыми классами и учебными театрами, специализированными кабинетами и учебными музеями, столовой и буфетами. Эту материальную базу существенно дополнили 2 студенческих общежития.

Следующий этап истории института был отмечен приспособлением деятельности к условиям изменившегося социально-политического устройства страны и к новым общественным потребностям. В соответствии с Распоряжением Совета Министров РСФСР от 10 июля 1991 г. вуз был переименован в Самарский государственный институт искусств и культуры (СГИИК). В числе профессиональных программ появились специальности сферы профессионального искусства - консерваторские и актерские. В структуре института были созданы два новых факультета - музыкально-исполнительский и художественного творчества.

В 1993 г. ректором СГИИК была избрана доктор педагогических наук, профессор М.Г. Вохрышева. Приказами Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12 мая 1996 г. и Министерства культуры Российской Федерации от 23 мая 1996 г. СГИИК был преобразован в Самарскую государственную академию культуры и искусств (СГАКИ).

На рубеже XX-XXI вв. вуз окончательно сложился как крупный образовательно-научно-культурный центр Поволжья, готовящий специалистов в сфере культуры и искусства не только для Самарского региона, но и для других республик, краев и областей России. Он готовил выпускников по следующим специальностям высшего профессионального образования в очной и заочной формах обучения: инструментальное исполнительство; вокальное искусство; дирижирование; музыковедение; народное художественное творчество; актерское искусство; культурология; социально-культурная деятельность; социальная работа; библиотечно-информационная деятельность; прикладная информатика; документоведение и документационное обеспечение управления. Была открыта аспирантура. Работали 5 факультетов: художественного творчества; музыкально-исполнительский; библиотековедения и информатики; культурологии; дополнительного профессионального образования. В начале XXI в. продолжал пополняться список реализуемых образовательных программ, связанных с подготовкой режиссеров театрализованных представлений и праздников, звукорежиссеров, специалистов по теории и методике межкультурной коммуникации, рекламе. Продолжались структурные перемены.

С 2009 г. СГАКИ возглавляет доктор культурологии, профессор Э.А. Куруленко, избранная в 2010 г. ректором. При ней в вузе была внедрена система менеджмента качества, проведена оптимизация управления, проводится поддержка научных, художественных, творческих школ и направлений, произошел переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Решением учредителя, Министерства культуры Российской Федерации, в 2014 г. наряду с другими высшими образовательными учреждениями этого ведомства вузу возвращено историческое наименование ‒ Самарский государственный институт культуры. Сформирована структура подразделений, адекватная стоящим перед ним задачам и включающая 5 факультетов: современного искусства и художественных коммуникаций; музыкально-исполнительского (консерватории); культурологии, социально-культурных и информационных технологий; театрального; дополнительного образования, а также общенаучные кафедры.

Оборудованы и задействованы в учебном, научно-исследовательском и творческо-исполнительском процессах отделы и лаборатории, музей истории СГИК, этнографический музей, музей книги и библиографии Поволжья, мультимедийные классы, мастерские по живописи, рисунку, композиции, ткачеству, гончарному искусству, фольклорная лаборатория и другие. Открыта студия мультимедиа технологий и звукозаписи, студия джаза.

С осени 2010 года начал работу музыкально-филармонический центр института «Консерватория», а с 2014 года открылся Учебный театр СГИК. Эти площадки, ориентированные на творчество молодых, органично включились в художественную и культурную жизнь города.

Современный этап в развитии Самарского государственного института культуры связан с расширением номенклатуры специальностей и специализаций по профилю «Культура и искусство»; переходом на многоуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) с многообразной структурой квалификаций; совершенствованием системы поддержки новых научных, художественно-творческих школ и направлений; упрочением контактов со сферой профессионального искусства (театрами, филармониями, музеями, творческими коллективами региона).

Накопленный за время успешной деятельности СГИК кадровый, материально-технический, методический, научный, творческий потенциал и опыт показывает готовность руководства и коллектива адекватно качественно выполнять свою миссию и отвечать на вызовы времени.