ИСТОРИЯ ВУЗА
История вуза

Автором идеи о создании железнодорожного института в городе Куйбышеве еще в 60-е годы стал начальник Куйбышевской железной дороги Дмитрий Степанович Сугак. Как человек, работающий на перспективу, Сугак видел необходимость в квалифицированных кадрах железной дороги, считая, что недостаточно опираться только на опыт, нужно приобретать знания. В связи с этим на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 года № 533 и приказа Министерства путей сообщения СССР от 5 марта 1973 года № 320 на базе филиала Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ) был создан Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В 1973 году в институт на очную форму обучения были приняты студенты по двум основным железнодорожным специальностям: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Эксплуатация железных дорог». Одновременно проводилась подготовка кадров по специальностям заочной формы обучения в Куйбышеве, Уфе, Пензе, Ульяновске, Сызрани, Оренбурге, Рузаевке.

Первым ректором института назначается доктор технических наук, профессор Павлович Евгений Станиславович (1973-1984 гг.). Е.С. Павлович является основоположником отечественной научной школы по надёжности локомотивов. Ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», за трудовые успехи он был награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», знаком «Почётный железнодорожник» и др.

Согласно плану приема студентов, утверждённому 5 марта 1973 года, на обучение по специальности «Эксплуатация железных дорог» поступило 75 человек, по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» - также 75 человек. 29 июня 1973 года приказом Министерства путей сообщения был организован заочный факультет с обучением студентов по 16 специальностям. Этим же приказом вузу передавались все учебные и производственные здания, общежития, оборудование и другие материальные ценности, принадлежавшие Куйбышевскому филиалу ВЗИИТ и прикрепленным к нему УКП (Уфимскому, Пензенскому, Ульяновскому, Сызранскому, Рузаевскому).

С 1984 по 1990 гг. институтом руководит доктор технических наук, профессор Копейкин Сергей Владимирович. За это время открыты новые специальности: «Локомотивы» (1986 г.), «Вагоностроение и вагонное хозяйство» (1987 г.) и др. открыта кафедра «Бухгалтерский учёт и экономика» (1989 г.), построен и введен в эксплуатацию учебный корпус №5. В 1988 году Куйбышевскому институту инженеров железнодорожного транспорта присвоено имя первого народного комиссара путей сообщения Марка Трофимовича Елизарова. В 1990 году Сергею Владимировичу Указом Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки техники».

С 1990 по 2000 гг. вуз возглавляет кандидат технических наук, профессор Варгунин Владимир Иванович. На основании указания Министерства путей сообщения СССР №544У от 21 марта 1991 г. Куйбышевский институт переименован в Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Контингент студентов возрос за 20 лет до 5425 человек, численность профессорско-преподавательского состава – до 241 человека, в том числе насчитывалось 13 докторов наук, профессоров, 100 кандидатов наук, доцентов. Указом МПС России институту переданы здания и сооружения военного городка (ул. Литвинова) и здание на ул. Олимпийской. В 1999 году институтом были приобретены учебный корпус на Заводском шоссе и учебный корпус факультета заочного обучения на ул. Псковской (ныне Земеца).

С февраля 2000 года по сентябрь 2002 года институтом руководит кандидат технических наук, профессор Левченко Анатолий Степанович. Его деятельность была направлена на коренную модернизацию и развитие учебно-лабораторной и материально-технической базы института, аккредитованного в апреле 2002 года как высшее учебное заведение вида «Академия» и переименованного в Самарскую государственную академию путей сообщения.

Контингент студентов составляет 9443 студента, в том числе по очной форме обучения - 3136 человек. В академии в это время работает 434 преподавателя, в том числе 44 доктора наук, профессора, 242 кандидата наук, доцента. За 30 лет существования вуза материально-техническая база получила новый импульс развития: общая площадь зданий составляет 77392 кв. м, в том числе 58257 кв. м учебно-научного назначения, 16490 кв. м общежитий для студентов и аспирантов.

С 1 сентября 2002 года академию, а с 1 марта 2007 года университет возглавляет Ковтунов Александр Владимирович, кандидат технических наук, профессор. В этот период учебный процесс по программам высшего профессионального образования в университете и в филиалах осуществляют 700 преподавателей. Число лиц с учёными степенями и званиями возросло до 469 человек, среди них 81 доктор наук, профессор, 388 кандидатов наук, доцентов. В 2007 году академия получила лицензию на образовательную деятельность по двадцати двум (в дополнение к имеющимся тринадцати) программам профессиональной подготовки по рабочим специальностям, а также по направлению подготовки «Метрология и метрологическое обеспечение». С 2008 года в университете функционирует магистратура. В 2009 году был создан образовательный комплекс СамГУПС. В его состав вошли филиалы в городах Оренбург, Уфа, Рузаевка, Орск, Пенза, Саратов, Алатырь, Ртищево, Казань, Ижевск, а также структурное подразделение «Самарский техникум железнодорожного транспорта им. А. А. Буянова». С декабря 2012 года по ноябрь 2013 года исполняющим обязанности ректора был назначен доктор технических наук, профессор Иван Константинович Андрончев. С ноября 2013 года ректором избран Железнов Дмитрий Валерианович, на тот момент кандидат технических наук, доцент. В 2014 году произошел возврат к классической системе вуза, институты реорганизованы в факультеты: «Подвижной состав и путевые машины», «Экономика и управление персоналом», «Эксплуатация железных дорог и логистика», «Строительство железных дорог и информационные технологии», «Системы обеспечения движения поездов», «Заочный факультет».

Получила новое развитие международная деятельность вуза. В 2014 году проведены совместные исследования СамГУПС и Дрезденского технического университета в области изменения климата, подписаны договоры (на стадии согласования) о сотрудничестве в области образования с Мариборским университетом (Словения), Дальянским и Шицзячжуаньским университетами (Китай), с компанией ООО «Tyto srl» (Италия), велась работа в рамках проекта TEMPUS. Представители вуза приняли участие во второй Российско-французской конференции по транспорту, которая проходила во Франции, в транспортных форумах и симпозиумах в Китае - Нанкине (май 2015) и Пекине (сентябрь 2015); в декабре 2014 года на базе Центра международных связей СамГУПС было открыто подготовительное отделение для иностранных граждан. В мае 2015 года на площадке СамГУПС был проведен международный студенческий транспортный форум «International Transport Meeting 2015», в котором приняли участие обучающиеся СамГУПС, ИрГУПС, студенты из Германии, Мексики и Китая.

В СамГУПС действует система целевого обучения кадров для предприятий железнодорожного транспорта. В начале 2015 года создан Совет студентов целевого обучения, ключевой задачей которого является координация формирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста. Сегодня СамГУПС – это крупнейший вуз в Поволжском регионе, готовящий высококвалифицированных специалистов для железнодорожной отрасли и транспортно-логистического кластера страны. В университете обучаются более 24000 студентов, и он динамично развивается.